Прогулки по Риму

День третий

Испанская площадь

Испанская площадь 

 

 

Купол собора св. Петра. Арх. Микеланджело

Купол собора св. Петра. Арх. Микеланджело

 

Двор Пинии

Двор Пинии

 

скульптура гигантской сосновой шишки

скульптура гигантской сосновой шишки во дворе Пинии Ватикана 

 

Двор Пинии

Ватикан. Ватикан, официально Город - государство Ватикан (Stato della Citta del Vaticano).
Двор Пинии переводится на русский язык как двор сосновой шишки. 

 

Золотой шар

Золотой шар размещен в центре Двора Пинии. Приобретен Ватиканом как шедевр современного искусства, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II.
Автор - итальянский скульптор Арнальдо Помодоро (иногда называют Арнольдо Помадоро), дата создания 1990 год.
Оригинальное название "Sfera Con Sfera", распространённое название - "Земной шар". Диаметр наружного шара - 4 метра! Скульптура вращается. Художник, скульптор Арнольдо Помодоро вложил в свою работу особый философский смысл. Шар меньшего размера внутри большого шара, означает планету Земля - нашу планету, большой шар вокруг нее - вселенная, которая неразрывно связана с Землей. Человечество, разрушая своими действиями планету, разрушает всю вселенную, тем самым, неизбежно ведет к гибели и себя. Поверхность шара намеренно сделана зеркальной, чтобы каждый смотрящий на него увидел свое отражение, почувствовал себя неотъемлемой частью скульптуры и соответственно изображенного с помощью нее действия. Внутри шаров показаны сложные, малопонятные человечеству, механизмы этих двух неразрывных объектов - сложных систем. Скульптура вращается по горизонтальной оси, лишний раз, подчеркивая вложенный в нее смысл. Достаточно большой размер скульптуры (4 метра в диаметре) - показывает, насколько велика и необъятна вселенная, насколько, по сравнению с ней мал человек, но насколько разрушительную деятельность он ведет.
 

 

 

Галерея статуй

Галерея статуй 

 

 

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до. н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название. Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки. Долгое время эта скульптура оценивалась как вершина античного искусства, "бельведерский кумир" был синонимом эстетического совершенства. Как это часто бывает, высокие хвалы со временем вызвали противоположную реакцию. Ее стали находить помпезной и манерной. Между тем Аполлон Бельведерский - произведение действительно выдающееся по своим пластическим достоинствам; в фигуре и поступи повелителя муз сочетаются сила и грация, энергия и легкость, шагая по земле, он вместе с тем парит над землей. 

 

Лаокоон и его сыновья

«Лаокоон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является лишь мраморной копией второй половины I века до н. э. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 г. до н. э. в г. Пергаме и не сохранился. Римская копия найдена 14 января 1506 года Фелисом де Фредисом в виноградниках Эсквилина, под землей на месте Золотого дома Нерона. Папа Юлий II, как только узнаёт о находке, сразу же посылает за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтверждает достоверность находки со словами: «Это Лаоокон, которого упоминает Плиний». Уже в марте 1506 года скульптурную группу передают папе, который устанавливает её в ватиканском Бельведере. Троянский жрец, предостерегавший жителей Трои от внесения в город деревянного коня греков. (Греки воспользовались хитростью, сказав, что конь был даром богине Минерве, храм которой находился внутри стен Трои.) Пока он совершал обряд перед алтарем Нептуна, на берег выплыли две змеи и обвили Лаокоона и двух его сыновей, убив всех троих. Троянцы, устрашившись этого явного знака неудовольства Минервы, втащили коня в город. 

 

Зал зверей

Зал зверей.
В нем выставлено множество превосходных скульптур, изображающих животных и исполненных в белом и цветном мраморе.

 

 

 

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС

БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС - мраморная сидящая статуя в Ватикане; имеет подпись Аполлония Афинского (сер. 1 в. до н. э.).
Была открыта в 16 в. Бельведерский торс, который обычно называется торсом Микеланджело, потому что художник этот особенно высоко ценил эту вещь и много по ней работал. Опсание Бельведерского торса: "Я подвожу тебя к столь знаменитому и никогда достаточно не прославляемому торсу Геркулеса, к произведению, которое следует считать прекраснейшим в своем роде и одним из высочайших достижений искусства из числа дошедших до нашего времени. Как мне тебе его описать, когда он лишен прекраснейших и наиболее существенных природных частей! Как у великолепного дуба, срубленного и лишенного суков и ветвей, остался один только ствол, так же искалечен и изуродован образ сидящего героя. Не хватает головы, рук, ног и верхней части груди. На первый взгляд тебе, может быть, покажется, что перед тобой только исковерканный камень, но, проникнув в тайны искусства, ты узришь одно из его чудес, если будешь рассматривать это произведение покойным взором. Тогда перед тобой явится Геркулес как бы среди всех своих подвигов, и ты различишь в этом куске одновременно и героя и бога..." 

 

 

статуя Геркулеса

статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) - единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности 

 

статуя Антиноя

Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса.
Антиной (около 110(0110) — 130) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифиния, любовник римского императора Адриана, обожествленный после смерти. В Египте Антиноя отождествляли с Осирисом. Предположительно, Адриан познакомился с Антиноем в 124 г., когда следовал через Вифинию. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре. Антиной погиб в октябре 130 года в водах Канопского Нила при невыясненных обстоятельствах — в качестве возможной причины называли самоубийство, ритуальную жертву, убийство и несчастный случай. Адриан основал город Антинуполь на месте гибели своего фаворита, воздвиг в его честь статуи в нескольких городах, было выполнено также множество его скульптурных портретов. Масштабы увековечивания его памяти были исключительными — до нас дошло больше изображений Антиноя, чем очень многих других знаменитых (и гораздо более выдающихся) римлян.

 

 

Многогрудая богиня плодородия

Многогрудая богиня плодородия 

 

 

Потолок Галереи географических карт. Потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками. 

 

В Галерее гобеленов. Галерея Арацци (Galleria degli Arazzi) является одной из галерей Superiori в Апостольском дворце в Ватикане. Галерея находится прямо за Галерей Канделябров и обладает прекрасной коллекцией из 27 гобеленов. В основном представлены гобелены 17-го столетия, хотя имеются некоторые более современные. Гобелены предназначались для размещения в Сикстинской Капелле. В капелле расписанной Ботичели и Петруджио, а затем Микеланджело оставалось одно пустое место, и папа Сикст решил занять его гобеленом. Сейчас здесь выставлены десять фламандских гобеленов, созданных по рисункам учеников Рафаэля на Брюссельской мануфактуре Pietre van Aelst. Гобелены были вывешены в Сикстинской капелле в 1531 г., а в 1838 г. были перенесены в эту галерею.  

 

 

 

Купол собора св. Петра. Арх. Микеланджело.

Купол собора св. Петра. Арх. Микеланджело. 

 

Сикстинская Капелла (итал. Cappella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. 

 

 

Фреска "Освобождение Св. Ап. Петра из темницы". Рафаэль. 1508-1511 гг. 

 

 

Станцы Рафаэля. Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией. 

 

Станцы Рафаэля. Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

 

Пифагор в окружении учеников 

 

Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело) 

 

Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита) 

 

Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). 

 

Площадь Св.Петра 

 

Базилика Святого Петра

Базилика Святого Петра (Basilica di San Pietro) – в Ватикане Базилика С.Петра является главной святыней католического мира и сердцем Ватикана. Путеводная звезда для неиссякающего столетиями потока туристов и паломников. Базилика традиционно считается местом захоронения Святого Петра, который был одним из двенадцати апостолов Иисуса и, согласно Римо-католической традиции, был первым Епископом Рима и первым папой римским. Весь собор посвящен данному Петру поручению. Об этом говорят крупные надписи на карнизе купольного барабана: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». 

 

Святая дверь, открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

 

Огромные бронзовые двери центрального входа принадлежат работе флорентийского мастера Филарета (XV в.). В их верхней части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов. 

 

Статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге. 

 

 

В центре собора возвышается великолепный алтарь с неугасимыми лампадами. Они возжжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только Папа Римский. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 м. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора алтарь и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию.

 

 

Созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. 

 

Шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета»

Микеланджело Пьета, 1499 Мрамор. Высота: 174 cм. «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве). Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны. В 1972 году на статую напал со скальным молотком венгерский геолог, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи. 

 

Шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета»

Шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета» 

 

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра 

 

окна рабочего кабинета Папы Римского

Светящиеся окна рабочего кабинета Папы Римского.
Свет в окнах говорит о том, что Папа не спит, он работает, он думает о судьбах мира.  

 

Санта Мария Маджоре

Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) — церковь, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в. 

 

Санта Мария Маджоре

Санта Мария Маджоре

Прогулки по Риму